Бизнес в подарок
Самый распространенный пример такой ситуаций — покупка бизнеса жене, выходящей из декретного отпуска, но не желающей идти на наемную работу. Часто женщины после декрета хотят получить большую степень свободы в принятии решений, во времени , в планировании своего дня и обязанностей. Вторая типичная ситуация, когда родители покупают бизнес для своих детей. Есть и более специфичные случаи, но они встречаются реже.
Если уж рассматривать такой способ создания бизнеса, то для него самым подходящим вариантом совершенно точно будет покупка франшизы. Обосную свои слова следующим примером. Мне очень нравится аналогия между бизнесом и спортом. Если приглядеться, мы увидим очень много общего: эффективный бизнес зарабатывает прибыль, эффективная команда побеждает в матче и в чемпионате. И бизнес, и спорт, во многом, зависят от команды; победа в игре и бизнесе зависит не только от твоих действий, но и от действий соперника или конкурента.
Подарить бизнес человеку, который не заработал эти деньги, это все равно, что сделать его капитаном команды. При этом важно понимать, капитаном команды, какой лиги становится такой человек. Если неопытного игрока назначили капитаном высшей лиги, то, как бы ни любил человек этот вид спорта, – команда проиграет. Точно так же доверить бизнес человеку без опыта – очень рискованное занятие. Там сразу нужны навыки, которых у человека пока нет.
Поэтому как бы я ни любил футбол, мое появление на поле за сборную Бразилии однозначно ухудшит результат этой сборной. Одного желания мало. Вопрос состоит в том, готова ли сторона, которой дарится бизнес, начать играть во второй или третьей лиге, т.е начать именно с малого бизнеса? В малом бизнесе не так высока цена ошибки, но, в то же время, не так велика и прибыль.
Что еще критично в спорте для того, чтобы команда выиграла? При всем уважении к капитану или вратарю, к победе в спорте ведет именно тренер. Кто же будет таким тренером или наставником для начинающего предпринимателя? Далеко не всегда инвестор может помочь бизнесу, и дело не только в незнании специфики конкретной сферы, а в том, что у него просто банально может не быть на это времени.
Задача франчайзера сродни задачи тренера – привести капитана и его команду к победе. Его поддержка, наставления, рекомендации, аналитика отчетов очень важны для франчайзи. Поэтому при выборе франшизы «в подарок», основным фактором должен быть объем помощи со стороны франчайзера: какую поддержку и как часто он оказывает, насколько задокументированы бизнес процессы и составлены реально работающие руководства по оперативному управлению, составляет ли франчайзер совместно с франчайзи финансовый план и обсуждают ли они результаты его выполнения, чтобы вовремя понять, что предпринятых действий недостаточно, либо компания свернула не туда, например, неудачно подобрав ассортимент в магазине, подразумевает ли программа предоставление IT-продукта, который уже ведет автоматизированную статистику по ключевым параметрам эффективности бизнеса и т.д.
Успех бизнеса в подарок, открытого не по франшизе, – это скорее исключение, которое является следствием специфических условий , например, когда бизнес ведется на собственных площадях, а в расчет окупаемости не включена аренда, либо просто таланта управленца, который в любом случае проявился бы.
Вторым ключевым фактором успеха такого бизнеса является четко проговоренные полномочия управляющего (управляющей). Если мы уж говорим о такой категории, как бизнес в подарок, то стороне выступающей инвестором, стоит очень четко осознать, что с момента дарения, инвестор теряет право на свой подарок и не может принимать никаких ключевых решений. Часто именно здесь возникает проблема: если человек подарил какой-то небольшой подарок, например, духи, то он не считает, что может вмешиваться в обладание ими, но если он подарил бизнес – это меняет дело. Но ведь по факту, если инвестор продолжает принимать ключевые решения, то никакого подарка и не было. Поэтому надо сразу определиться и проговорить роль собственника и роль менеджера.
Более того, целесообразнее инвестору не быть в числе учредителей такой компании, тогда он и будет юридически понимать, что его голос может носить лишь консультативный характер и то, если об этом его спросят. А инвесторам, которыми чаще всего выступают мужья или родители, достаточно болезненно принять такие правила игры. Это как в физике: скорость предмета обратно пропорционально скорости трения. Если в компании начнутся трения и не будут понятны критерии принятия решения, то такой объект не сдвинется с места. А в наше время, как известно, побеждают самые быстрые.
Еще один фактор успеха бизнеса в подарок – это готовность управленца вкладывать время, знания и деньги в свое обучение. Только так можно будет компенсировать отсутствие опыта. Высокомерные и самонадеянные люди, которые не обладают умонастроением ученика, считают, что знают все и не готовы впитывать бизнес опыт франчайзера, вряд ли преуспеют на этом поприще.
Ну и, безусловно, подарок, даже если это бизнес, должен нравиться. Там, где нет начальников, очень легко расслабиться и избежать неприятной работы. Именно страсть к своему делу, любовь к нему, дают ту энергию, которая позволяет выстоять в конкурентной борьбе и победить. А если уж Вы получили бизнес в подарок, то никто не мешает Вам окупить эти деньги и вернуть их инвестору с самым большим банковским процентом и уже не чувствовать себя ущербным или бесконечно обязанным.