Франшиза Макдональдс: сколько стоит опыт?

Давно не был в Макдональдс. Как бы ни обещал себе, а все равно нет-нет, да загляну перекусить. Особенно поздно вечером, за рулем. И, каждый раз, разворачивая гамбургер, я задумываюсь о том, насколько же это отлаженный бизнес. Причем все время замечаю новые «фишки» и еще больше проникаюсь уважением к менеджменту компании. Сейчас, на фоне прочтения книги Э. Голдратта «Теория ограничений для розничной торговли» (которую я, кстати, однозначно рекомендую всем, кто занимается розницей), хочу поделиться некоторыми важными идеями, которые вроде бы лежат на поверхности, но почему-то используются далеко не всеми компаниями.


Итак, как Вы считаете, идеальное ли в Макдональдс обслуживание? Ответ однозначен — нет! Идеален ли выбор блюд? Тоже нет. Идеальная ли чистота в зале или в туалете. Да нет же! Если посмотреть внимательнее, то компания не работает идеально на отдельно взятых участках, да и наверняка не ставит себе такую задачу – она бы похоронила бизнес.

В то же время компания работает достаточно хорошо, чтобы клиенты возвращались. При всем желании Вы не найдете ни одного участка или «узкого места», где бы Макдональдс работал на твердую двойку. Мы очень часто судим о компании в целом по тем подразделениям, которые работают хуже всего. Так вот по моему субъективному мнению у Макдональдса таких узких мест «на передовой», т.е. на стадии общения с клиентами, просто нет!

При этом я допускаю, что ,например, компания может не идеально платить своим подрядчикам или выплачивать не самые высокие зарплаты сотрудникам, но самое главное, что она не допускает «плохой» работы с клиентами.

Как же Макдональдс добился этого? Присмотритесь: в Макдональдс очень хорошо рассчитали ту самую “точку перегиба», когда дополнительные вложения ресурсов перестают давать соизмеримую отдачу. Компания работает достаточно хорошо на всех участках, не распыляя ограниченные ресурсы на оттачивание и доведение до идеала там, где клиента устраивает «хорошо». В результате Макдональдс выигрывает у конкурентов, не потому что делает лучше всех, а потому что делает достаточно хорошо именно с точки зрения клиента .

И вот здесь очень важный урок для любой компании: попробуйте трезво оценить, есть ли у Вас «двойки» на передовой? А есть ли участки работы, где «хорошо» будет достаточно, и Вы явно тратите слишком много сил?

1 200 000 долларов – именно столько стоит франшиза Макдональдс в Европе. Франшиза, которая учит работать не лучше всех, а достаточно хорошо, чтобы обогнать конкурентов. Однозначно, она стоит своих денег.

К сожалению, в России франшиза Макдональдс пока не продается. Только один из самых опытных игроков на рынке российского общепита – Ростислав Ордовский (владелец «Ростик групп») получил право развития Макдональдс на вокзалах и в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга. «Простым» же инвесторам франшиза Макдональдс пока не доступна, но это не мешает нам учиться у по-настоящему великой компании и перенимать ее опыт.

франшизы