FAQ по товарному знаку

Наверное, каждый предприниматель в глубине души мечтает, чтобы его компания стала настоящим брендом: мгновенно узнаваемым и со своей уникальной нишей в сознании потребителя. Представьте, что вы этого добились. Бренд стоит дороже, чем все материальные активы. Вам достаточно повесить вывеску — и у магазина очередь. Торговые центры наперебой зовут вас «встать» именно у них. Жизнь удалась: глубокое чувство удовлетворения и конструктивного спокойствия внутри. Как защитить это благоденствие от нападок недобросовестных конкурентов? На Ваши вопросы отвечает Ирина Квасова, профессиональный патентный поверенный.

0_84634_3369db00_s-8500395 Ирина Александровна Квасова
Патентный поверенный РФ Окончила МГИМО МИД России, а также РГАИС, аспирантура. Владеет английским и французским языками. Является соучредителем юридической фирмы. Специализация: интеллектуальная собственность, гражданское право, международное частное право, корпоративное право, арбитражный и гражданский процесс. Увлекается изучением

средневекового права Франции.

Я предприниматель. Зачем мне нужно регистрировать свой товарный знак?

В качестве предпринимателя Вы осуществляете самостоятельную деятельность, на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Для решения этой задачи Вам потребуется привлечь потребителя. Значит, Вы должны выделит свой товар и свои услуги среди однородных, таких же товаров и услуг других предпринимателей. Это можно сделать посредством товарного знака: согласно ГК РФ СТ. 1477, товарный знак это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, работ и услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На товарный знак признаётся исключительное право, удостоверяемое свидетельством. Свидетельство выдаётся на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков. ГК РФ СТ. 1478, 1481. Исключительное право позволит Вам запрещать конкурентам и другим лицам использовать Ваш товарный знак или знак, сходный до степени смешения с Вашим знаком, для однородных товаров и услуг. ГК РФ СТ.1229. Товарный знак расширит Ваши возможности, направленные на то, чтобы индивидуализировать, обособить Ваши товары, работы и услуги среди однородных товаров, работ и услуг других участников рынка. Вы выступаете на рынке под своим именем, которое закреплено в документах, удостоверяющих Вашу личность; Ваше имя может совпадать или быть сходным с именами других индивидуальных предпринимателей. В тоже время, в качестве товарного знака Вы можете зарегистрировать не только словесные, но и изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. ГК РФ СТ.1482.

Почему я не могу продавать франшизу, если товарный знак не зарегистрирован?

Правоотношения по продаже франшизы (коммерческой концессии) опосредует договор коммерческой концессии. ГК РФ СТ. 1027. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на использование товарного знака. Согласно ГК РФ СТ.1028 договор коммерческой концессии на использование интеллектуальной собственности (товарного знака) подлежит регистрации в РОСПАТЕНТе. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством. Свидетельство выдаётся на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков. ГК РФ СТ. 1478, 1481.

Какова процедура регистрации товарного знака? Сколько времени и денег придётся мне потратить на это? Можно ли отдать это всё в руки патентного поверенного?

Регистрация включает:

  • Подачу заявки на регистрацию товарного знака в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее РОСПАТЕНТ);
  • Формальную экспертизу;
  • Экспертизу заявленного обозначения (товарного знака).

Перед началом регистрации следует проклассифицировать перечень товаров и услуг в соответствии с МКТУ1, с учётом этого перечня провести поиск знаков и обозначений, тождественных и/или сходных до степени смешения с товарным знаком, заявляемым на регистрацию, среди:

  • Зарегистрированных товарных знаков;
  • Товарных знаков, поданных на регистрацию;
  • Наименований мест происхождения товаров;
  • Общеизвестных товарных знаков;
  • Фирменных наименований;
  • Коммерческих обозначений;
  • Наименований селекционных достижений.

Перед началом регистрации необходимо получить консультацию патентного поверенного о соответствии заявляемого на регистрацию товарного знака требованиям законодательства. Время, необходимое на проведение поиска от 5 дней до 1 месяца. Подача заявки – один день. Формальная экспертиза – 1 месяц, отсчитывая от даты подачи заявки. Экспертиза заявленного обозначения – 12-14 месяцев, отсчитывая от даты подачи заявки. Пошлины за регистрацию одного товарного знака в одном классе МКТУ – 30 400 рублей. Гонорар патентного поверенного от 15 000 рублей. На дату оказания услуг следует проверять размеры пошлин на сайте РОСПАТЕНТа.

Конкурент продаёт товар практически в такой же упаковке, но под другим
товарным знаком. Что делать?

Проанализировать сходство упаковок для того, чтобы понять, может ли оно явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно производителя или товаров. Рекомендуется получить заключение специалиста (патентного поверенного), подтверждающее наличие сходства упаковок до степени их смешения в отношении однородных товаров. Проверить наличие исключительных прав конкурента на упаковку. Если исключительные право конкурента подтверждено регистрациями и патентами, то необходимо выявить дату возникновения его исключительных прав. В том случае, если Вы раньше начали использовать упаковку, но она не зарегистрирована и не запатентована в качестве интеллектуальной собственности, то доказательство приоритета Вашего права будет затруднено. Исключительное право на интеллектуальную собственность должно быть подтверждено либо регистрацией, либо патентом. Вы можете обосновать свой приоритет на упаковку, как на объект авторского права. В этом случае, необходимы доказательства для подачи иска о нарушении конкурентом Ваших исключительных авторских прав. Если наличие исключительных прав конкурента не подтверждено регистрациями, и Ваши права на упаковку возникли раньше, но они не зарегистрированы, то следует подать в РОСПАТЕНТ упаковку на регистрацию в качестве товарного знака или промышленного образца, рисунок упаковки можно задепонировать в Российском Авторском Обществе. После получения свидетельства и/или патента Вы, как правообладатель исключительных прав, вправе защищать свои права в суде. ГК РФ СТ. 1252.

Мы выходим на рынки СНГ. Как нам защитить свой товарный знак на территории
других государств?

Подать в РОСПАТЕНТ заявку на регистрацию товарного знака, затем на базе этой заявки (или на базе регистрации) подать международную заявку на регистрацию товарного знака с указанием стран.

Патентный поверенный также сопровождает делопроизводство по другим странам.