Как начать бизнес: практические советы. Часть II

Решая задачу того, как начать бизнес, предприниматель должен четко понимать, что следующий этап его деловой карьеры является, пожалуй, едва ли не самым важным: продажи. Не важно, что он делает – производит продукты, оказывает услуги – все, что он делает, он должен продавать. Иначе ведь у него не будет ни прибылей, ни, самое главное, денег.

В самом начале предпринимательской деятельности бизнесмен столкнется с таким понятием, как отрицательный «cash flow». «Cash flow» (кэш флоу) – это денежный поток, то есть, другими словами, движение денежных средств предпринимателя. Это могут быть ка наличные деньги в кассе магазина, так и деньги на расчетных счетах в банках.

Необходимо понимать различие между такими понятиями, как «Доходы, расходы, прибыль (убыток)» и «Cash flow». Бизнесмен может купить (произвести) какое-то количество товаров и услуг, продать их на большую сумму и получить прибыль – так называемую прибыль на бумаге. Но фактически живых денег (в кассе и на банковском счете) денег может не хватать. Это называется – отрицательный cash flow.

В итоге получается кассовый разрыв: когда заплатить кому-то нужно сейчас, а деньги ожидаются только позже. Может возникнуть временная задолженность по заработной плате, по платежам поставщикам и так далее.

Это может произойти по разным причинам. Важно помнить: отрицательный cash flow характерен для начала бизнеса. В последующем при правильной организации финансов и правильном планировании денег должно хватать всегда и на все.

Еще одной характерной чертой «младенческого» этапа предпринимательской деятельности являются необоснованные (ненужные) затраты. Часто друзья предпринимателя начинают ему советовать: «Друг, ты не все правильно делаешь. Тебе нужно набрать людей, штат работников, помощников, секретарш и так далее. Необходимо для каждого разработать должностную инструкцию и прочее и прочее». В действительности на начальном этапе ведения бизнеса это все приведет лишь к росту расходов, еще большему кассовому разрыву и другим отрицательным моментам, чего нужно опасаться.

И еще. Начинающий предприниматель должен управлять своим бизнесом авторитарно. Никакой демократии, никаких ненужных и пустых советов. На самом деле: кто кроме самого предпринимателя знает точно, как все должно быть? Только он сам. Поэтому и руководить он должен исключительно авторитарно.

Когда вас бизнес станет большим, когда вы станете лидером рынка, когда у вас будут сотни работников, филиалы и так далее, тогда, возможно, придется и помощников, заместителей принять на работу, делегировать им некоторые полномочия. А пока на начальном этапе у вас отрицательный cash flow, только авторитарный стиль личного руководства всеми бизнес-процессами.

Ошибки, которых можно избежать

Многие предприниматели в начале деятельности допускают грубые и довольно досадные ошибки. Их необходимо постараться избежать. Грубые ошибки бывают следующих типов.

Первая ошибка – снижение цен. Ввиду низких объемов продаж многие предприниматели начинают снижать цены, предоставлять покупателям дополнительные скидки, внедрять разнообразные программы лояльности при отсутствии четких расчетов. В итоге вместо роста продаж объемы падают еще больше, появляются убытки, денег становится еще меньше. Необходимо понимать, что снижение цен в качестве стимулирования продаж – это словно последний патрон в пистолете, который оставляется всегда на тот случай, когда выхода больше нет. С этим нужно быть очень аккуратными.

Вторая ошибка – краткосрочные кредиты. Обычно их берут для того, чтобы увеличить оборотные средства – эту случается ввиду кассовых разрывов. Когда предпринимателю нужно осуществить какие-то платежи, но денег нет, он их ждет позднее. И вот тогда он берет краткосрочные кредиты. А они чаще всего самые дорогие. Это чревато тем, что предприниматель просто роет себе финансовую яму.

Третья ошибка – раздача долей в бизнесе. Такое может произойти тогда, когда предприниматель в счет погашения какого-то долга отдает кредитору часть бизнеса. Например, 10 % или 20 % от уставного капитала ООО. Это очень часто, почти всегда чревато тем, что предприниматель в дальнейшем со своим новоиспеченным компаньоном будет иметь множество проблем. Да и бизнес по сути уже не будет принадлежать на все сто. В самом плачевном финале предприниматель может и вовсе потерять свой бизнес.

13-недельный cash flow

Повторим, что cash flow – это денежный поток. То есть приход денег, отток денег и остаток. Cash flow является очень важным показателем деловой активности: на основании данных cash flow предприниматель всегда принимает свои управленческие решения: тратить ли деньги на те или иные цели или лучше сэкономить. А может быть и вовсе какие-то запланированные мероприятия и затраты отложить до лучших времен, когда денег будет достаточно.

Предпринимателю необходимо знать не только то, сколько у него денег было вчера, неделю или месяц назад. Он должен иметь четкое и реальное представление о том, сколько у него будет денег в ближайшей перспективе. И видеть будущие денежные потоки предпринимателю лучше всего наглядно: удержать все в голове не всегда удается.

Для этих целей удобно плановый приток, отток и остаток денег представить в таблице на период в 13 недель. Это квартал плюс 1 неделя. В результате чего предприниматель всегда максимально удобно и наглядно будет видеть: в какой период времени и какой суммой он может распоряжаться для осуществления тех или иных платежей. Соответственно, если в какую-то неделю он будет ожидать отрицательный поток денег (денег не хватает), а в другую неделю, наоборот, на счетах будут положительные остатки, он сможет вовремя перераспределить свои финансовые ресурсы, чтобы не допустить кассовый разрыв.

Выглядит таблица 13-недельного cash flow примерно так:

Показатель/неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Приток денег

Отток денег

Остаток

Такая же табличка 13-недельного cash flow можно делать для товарного cash flow: приход товаров, расход товаров, остаток товаров. То же самое по любым другим показателям бизнеса, которые имеют денежную характеристику: cash flow по зарплате, кредитный cash flow и так далее. В любом случае делать это необходимо с тем, чтобы предприниматель наперед знал, какая сумма денег у него есть, сколько еще поступит,  какую сумму он должен будет потратить и сколько у него останется.