Просто о расчете окупаемости

Расчет окупаемости инвестиций – важнейший вопрос для любого старт-апа. Существует множество сложных формул, которые позволяют начинающему предпринимателю рассчитать так называемую «точку нуля» и спрогнозировать, когда вложенные деньги вернутся и начнут приносить прибыль. Однако разобраться в них зачастую непросто даже человеку с высшим экономическим образованием. Хотите получить доступный и эффективный алгоритм для расчета окупаемости Вашего бизнеса? Первое, что должен понимать любой старт-апер, глядя на свои цифры, — это точка выхода «в ноль», т.е. сколько денег Вам потребуется, чтобы покрыть все затраты. Для этого пробежимся по следующей схеме в конкретных цифрах:

Себестоимость товара – 100 рублей

Наценка – 120%
Рекомендуемая розничная цена (РРЦ) – 220 рублей Далее, Вам необходимо уточнить у франчайзера средний чек покупки (в его собственных магазинах, магазинах франчайзи, у оптовых партнеров), и прикинуть, насколько он будет отличаться в Вашем случае. Если франчайзер не может назвать сумму среднего чека (что маловероятно), предложите ему рассчитать ее по формуле:

Средний чек = выручка в день / количество чеков в день

Не путайте средний чек со средней стоимостью одного артикула. В среднем чеке всегда несколько артикулов. Допустим, средний чек в розничных ценах у Вас равен 5 000 рублей. Составив элементарную пропорцию, вычисляем, сколько составляет наценка и сколько себестоимость:

5 000 – 2,2

Х – 1,2 Х= 5000*1,2/2,2=2 727 – Ваш заработок
Y – 1 Y=5000*1/2,2= 2 273 – Себестоимость товара Что говорят нам эти цифры? При среднем чеке в 5 000 рублей Вы будете зарабатывать 2 727 рублей, а себестоимость составит 2 273 рубля. Перечислим все постоянные затраты:

Аренда торговой площади 50 000 руб. Зарплата персонала 60 000 руб. Налоги 10 000 руб. Прочее (бухгалтер, АХО) 10 000 руб.

130 000 руб.

Прибавляем сюда сумму, которую Вы хотите получать в качестве заработной платы

Ваша зарплата 30 000 руб.

Итого: 160 000 руб. точка текущей окупаемости 160 000 рублей – это деньги, которые Вам в любом случае нужно заработать, чтобы выходить «в ноль». Если Вы их не заработали, можете сократить только собственную зарплату. Однако практиковать такое не стоит: без материальной мотивации очень скоро Вы потеряете приверженность к бизнесу и перестанете концентрировать свои усилия на нем. Далее, разделим точку текущей окупаемости на средний чек, чтобы понять, сколько покупок обеспечат нам эту сумму:

160 000 / 5 000 = 32 покупки/месяц
32 покупки / 30 дней = 1, 06 покупки/день

Это означает, что для того чтобы сводить концы с концами необходимо иметь 1 покупку в день. Тут Вы должны задать себе вопрос и постараться максимально объективно на него ответить: сможете ли Вы в этом конкретном городе, на этой конкретной точке осуществлять 1 продажу в день со средним чеком 5 000 рублей? Если у Вас есть сомнения на этот счет, подумайте еще, прежде чем начинать свое дело. Однако нам нужно не только заработать, чтобы держаться на плаву, но и окупить вложенные инвестиции. Пусть итоговая сумма денег, потраченных на организацию бизнеса, составила 2 500 000 рублей. Срок окупаемости, обозначенный франчайзером, — 12 месяцев.

2 500 000 / 12 месяцев = 208 000 рублей – нужно заработать в месяц, чтобы окупиться за год

208 000 / 5 000 = 41,6 – продаж в месяц необходимо, чтобы получить эти деньги.

41,6 / 30 = 1,38 – продаж в день необходимо, чтобы получить эти деньги.

Теперь давайте сложим количество продаж, необходимых нам для работы «в ноль» и то, количество, которое мы получили при расчете возврата вложенных инвестиций.

32 + 41,6= 73,6 покупки/месяц

1,06+1,38=2,44 покупки/день

Таким образом, чтобы нормально работать и в течение года вернуть свои деньги, Вам необходимо в месяц делать 73,6 покупки или 2,44 в день со средним чеком 5000 рублей. Если у Вас есть уверенность в том, что это реально, — дерзайте!

Зачем нужны все эти расчеты? Для того, что составить адекватный план продаж. Исходя из полученной информации, Вы сможете рассчитать схему мотивации для продавцов: например, если в день у Вас 3 продажи или более, можно позволить какую-то стимулирующую схему. Так Вы заинтересовываете и свой персонал выходить на показатели сверх точки окупаемости.