FDD или вся правда о франчайзере
У франчайзеров в России нет никаких обязательств по раскрытию информации. Компания сообщает о франшизе то, что считает нужным сообщить. Потенциальные франчайзи пытаются «выведать» что-то у действующих партнеров, на форумах в Интернете, в старых рекламных материалах и т.д. В США, где рынок франчайзинга намного более зрелый и оформившийся, Федеральная торговая комиссия обязывает каждого франчайзера иметь так называемый «документ, раскрывающий информацию о франшизе» (The Franchise Disclosure Document или FDD). Потенциальный франчайзи по американским законам должен ознакомиться с этим документом как минимум за 2 недели до подписания контракта и перевода денег франчайзеру. В случае неисполнения этого обязательства, с франчайзером будет судиться федеральное правительство или правительство штата, на территории которого он осуществляет свою деятельность.
Независимо от размера компании, отрасли, в которой она работает или каких-то иных факторов, каждый американский франчайзер обязан рассказать будущему партнеру о себе по 23 пунктам , которые включают: балансовую отчетность за последние годы, заработки действующих франчайзи, наличие или отсутствие судимостей у сотрудников, а также судебные разбирательства с франчайзи, количество закрытых точек и причины их закрытия и т.д.
Как Вы думаете, приживется ли такая практика в нашей стране? Поможет ли введение такого обязательства избавиться от франчайзинговых мошенников? Много ли франчайзеров готовы предоставить о себе такую информацию?